По датам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Выборки

Решение Самарского областного суда от 25.12.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1 и 2 статьи 3.3 Закона Самарской области от 06.04.2005 N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в части, запрещающей проводить без уведомления в специально отведенном месте любое по форме публичное мероприятие, в котором участвует менее 150 человек>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2014 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Б.В., Б.Д., К. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Б.В., Б.Д. и К. обратились в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 статьи 3.3 Закона Самарской области от 06.04.2005 № 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в части, запрещающей проводить без уведомления в специально отведенном месте любое по форме публичное мероприятие, в котором участвует менее 150 человек.
Заявители полагают, что названные нормы регионального Закона нарушают их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством, противоречат части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Противоречие федеральному законодательству заявители усматривают в том, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" разрешено проводить без уведомления любое публичное мероприятие в специально отведенном места, если в нем участвует количество лиц, менее установленной законом субъекта предельной численности. Оспариваемая же норма допускает проведение в специально отведенном месте без уведомления не любое публичное мероприятие с определенной данным Законом предельной численностью, а лишь одиночный пикет и собрание. В подтверждение данного довода заявителями представлены судебные постановления о привлечении их к административной ответственности по части 5 статьи 20.1 КоАП РФ, в которых изложена позиция судебных органов, связанная с применением и толкованием оспариваемой нормы, где именно таким образом суды толкуют данную норму в совокупности со статьями 7 и 8 Федерального закона "О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании представитель заявителей - Б.О. заявленные Б.Д., Б.В. и К. требования поддержала в полном объеме, по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель Губернатора Самарской области - И., представитель Самарской Губернской Думы - Р., возражали против заявленных требований, считая их необоснованными. Возражения свои обосновали тем, что оспариваемая норма принята в полном соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В оспариваемой статье 3.3 Закона Самарской области № 105-ГД не содержится каких-либо положений, уточняющих виды публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в специально отведенных местах не требуется (либо требуется). В данной статье не содержится какой-либо запрет проводить без уведомления в специально отведенном месте любое по форме публичное мероприятие, в котором участвует менее 150 человек. Установление подобных ограничений не входит в компетенцию субъекта РФ.
Суд, выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопросы реализации права граждан на свободу мирных собраний урегулированы Федеральным законом РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 1 названного Федерального закона определено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1).
Частью 1.1 названной статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право определять единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Предусмотрено также, что порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Согласно части 1.2 при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2.1 той же статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Во исполнение Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, принят Закон Самарской области от 06.04.2005 № 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области".
Заявителями оспариваются части 1 и 2 статьи 3.3 данного регионального закона.
Статья 3.3 закона Самарской области от 06.04.2005 № 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" была введена законом Самарской области от 20.12.2012 № 132-ГД. В соответствии со статьей 3 данный Закон вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Закон Самарской области от 20.12.2012 № 132-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области в сфере проведения публичных мероприятий" был опубликован в издании "Волжская коммуна" № 474 (28402) от 21.12.2012.
Заявители оспаривают части 1 и 2 статьи 3.3 Закона Самарской области, которыми установлено, что после определения в установленном настоящим Законом порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящим Законом (часть 1).
Предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется, не должна превышать 150 человек (часть 2).
Из текста оспариваемых норм усматривается, что они не содержат какого-либо запрета на проведение публичных мероприятий, не вводят каких-либо дополнительных ограничений, т.е. не вводят нового, иного правового регулирования, отличного от положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и противоречащего ему.
Кроме того, следует отметить, что часть 1.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ, которой, по мнению заявителей, противоречат оспариваемые ими положения регионального Закона, определяет общие требования к местам, предназначенным для проведения публичных мероприятий, а также очередность их проведения в одном и том же специально отведенном месте. Тогда как части 1 и 2 статьи 3.3 Закона Самарской области № 105-ГД определяют порядок использования таких мест (в целях реализации части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ). Т.е. данными нормами регулируются разные вопросы, в связи с чем они не могут вступать в противоречие друг с другом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы Закона Самарской области № 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" приняты в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий предоставленных субъекту РФ, права и законные интересы заявителей не нарушает, в связи с чем, отсутствуют основания, предусмотренные статьей 253 ГПК РФ для удовлетворения требований.
Не могут служить основанием к удовлетворению требований доводы о наличии неопределенности в оспариваемой норме. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что части 1 и 2 статьи 3.3 Закона Самарской области соответствуют формальной определенности. Часть 1 по содержанию фактически воспроизводит положения части 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ. Предельная численность, установленная частью 2 оспариваемой нормы, определена совершенно конкретно с учетом требований части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ.
Фактически доводы заявителей, положенные в обоснование их требований о признании недействующим оспариваемой нормы сводятся к тому, что, по их мнению, Федеральный закон № 54-ФЗ позволяет проводить без уведомления любое публичное мероприятие в специально отведенном месте, если в нем участвуют менее 150 человек, а региональный Закон № 105-ГД в противоречие с ним допускает проведение в специально отведенном месте без уведомления не любое публичное мероприятие, а лишь одиночный пикет и собрание, на что указывает то обстоятельство, что судебными и правоохранительными органами дается ограничительное толкование данной нормы, приведшее к привлечению их к административной ответственности.
Данные доводы также не могут быть приняты по изложенным выше мотивам. Кроме того, как усматривается из представленных заявителями судебных постановлений, толкование правоприменительными органами применялось в отношении Федерального закона № 54-ФЗ. Учитывая предмет судебного разбирательства, обсуждать вопросы правильности толкования и применения законодательства при принятии указанных судебных постановлений, в настоящем судебном заседании не представляется возможным.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Б.В., Б.Д. и К. о признании недействующими пунктов 1 и 2 статьи 3.3 Закона Самарской области от 06.04.2005 № 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в части, запрещающей проводить без уведомления в специально отведенном месте любое по форме публичное мероприятие, в котором участвует менее 150 человек - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------