Приказ министерства здравоохранения Самарской области от 06.03.2014 N 4-н "Об утверждении Положения об организации системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников в Самарской области"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 6 марта 2014 г. № 4-н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 по усилению роли профессиональных сообществ в управлении системой здравоохранения, мотивации медицинских и фармацевтических работников Самарской области к непрерывному профессиональному образованию с учетом приоритетов отрасли здравоохранения приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы непрерывного профессионального развития медицинских и фармацевтических работников в Самарской области.
2. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр
Г.Н.ГРИДАСОВ
Утверждено
Приказом
министерства здравоохранения
Самарской области
от 6 марта 2014 г. № 4-н
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях сохранения высокого уровня знаний и умений, а также постоянного совершенствования и повышения эффективности профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников Самарской области (далее - специалисты) посредством организации системы непрерывного профессионального развития специалистов в Самарской области (далее - система НПР).
1.2. Система НПР - динамичная система последипломной подготовки и повышения квалификации специалистов с широким использованием современных образовательных форм и технологий, предусматривающая учет образовательной активности специалистов в рамках системы начисления кредитных единиц по видам образовательных мероприятий и формам деятельности (далее - кредитные единицы).
1.3. НПР включает в себя комплекс мероприятий по обновлению, развитию и улучшению знаний, навыков и компетенции специалистов, требуемых в их практической деятельности.
1.4. Настоящее Положение определяет:
порядок начисления кредитных единиц в системе НПР специалистов;
порядок реализации системы НПР.
1.5. НПР организуется на основе принципов персонифицированности, непрерывности, доступности, партнерства с профессиональными обществами.
1.6. НПР является:
частью этической ответственности специалиста;
необходимым условием процесса приобретения теоретической подготовки и практических навыков специалистов, использования современных методов диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, овладения лечебно-диагностической техникой, ориентированием в современной научно-технической информации;
неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов.
II. Порядок начисления кредитных единиц
в системе НПР специалистов
2.1. Образовательная активность специалистов учитывается в целях начисления кредитных единиц в системе НПР специалистов, подтвержденных документально и набираемых равномерно. В целях равномерности набираемых кредитных единиц специалист должен набрать не менее 50 кредитных единиц в течение года и, соответственно, не менее 250 кредитных единиц в течение 5 лет.
2.2. Кредитная единица - зачетная образовательная единица профессионального развития, предусматривающая приобретение умений, знаний и навыков специалистом посредством участия в образовательных мероприятиях, в том числе с использованием дистанционных технологий.
2.3. Задачами начисления кредитных единиц в системе НПР специалистов являются:
создание условий для формирования и расширения профессиональной компетентности, развития и саморазвития с учетом опыта работы, степени включенности в инновационные процессы, желания приобретать новые знания, умения, навыки в рамках квалификационных характеристик;
повышение мотивации к самостоятельному углублению знаний и повышению профессиональной компетентности медицинских работников;
повышение качества оказания медицинской помощи посредством внедрения практики получения дополнительного образования в контексте рабочей среды;
повышение престижа профессии медицинского работника, высокой компетентности, профессионализма медицинской помощи;
удовлетворение потребности личности в непрерывном образовании в течение всей жизни;
совершенствование деловой квалификации, подготовка к выполнению новых задач профессиональной деятельности.
2.4. Виды образовательных мероприятий в системе НПР специалистов структурируются формами деятельности: научной, теоретической, практической, самостоятельного обучения.
2.5. Виды образовательных мероприятий и формы деятельности в системе НПР медицинских и фармацевтических работников, за которые производится начисление кредитных единиц, осуществляются в соответствии с приложением к настоящему Положению.
2.6. Отдельные образовательные мероприятия включаются в систему НПР после их аккредитации, которую осуществляет секретариат Совета по непрерывному профессиональному развитию медицинских кадров при министерстве здравоохранения Самарской области (далее - Совет по НПР). К образовательным мероприятиям, подлежащим аккредитации, относятся образовательные мероприятия, указанные в пунктах 4 - 6, 19 - 20 приложения к настоящему Положению.
Специальным видом образовательного мероприятия в системе НПР специалистов является образовательная неделя, представляющая комплекс аккредитованных образовательных мероприятий по наиболее актуальным вопросам в области здравоохранения, проводимых 1 раз в квартал в соответствии с распоряжением министра здравоохранения Самарской области.
Решение о начислении кредитных единиц каждому аккредитованному мероприятию осуществляет секретариат Совета по НПР.
2.7. Специалист имеет право самостоятельно определять виды образовательных мероприятий в системе НПР, отвечающих образовательным потребностям в сфере профессиональной деятельности специалиста, запросам рынка труда по формам деятельности в целях набора кредитных единиц.
Количество кредитных единиц по каждому виду образовательного мероприятия устанавливается Советом по НПР и оформляется протоколом заседания Совета.
Протокол заседания Совета размещается на официальном сайте министерства здравоохранения Самарской области.
2.8. Учет кредитных единиц по результатам участия в образовательных мероприятиях ведется специалистом самостоятельно в индивидуальном плане НПР с последующим представлением сводного отчета за текущий год и за отчетный пятилетний период в целом по формам, утвержденным приказом министерства здравоохранения Самарской области, в кадровую службу организации в сфере здравоохранения, в которой работает специалист.
На основании индивидуального плана НПР и представленных специалистом документов, подтверждающих его участие в образовательных мероприятиях в соответствии с приложением к настоящему Положению, кадровая служба организации осуществляет учет и внутренний контроль за достоверностью представленной информации.
Кадровая служба организации направляет копии индивидуального плана и документов, подтверждающих участие специалиста в образовательных мероприятиях, в Совет по НПР.
2.9. Контроль за учетом специалистом кредитных единиц по результатам участия в образовательных мероприятиях, а также решение спорных вопросов осуществляет Совет по НПР.
III. Порядок реализации системы НПР специалистов
в Самарской области
3.1. Участниками реализации системы НПР являются министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство), главные внештатные специалисты министерства, профессиональные некоммерческие организации, с которыми заключено соглашение о сотрудничестве в порядке, установленном настоящим Положением, Совет по НПР.
3.2. Министерство в целях реализации системы НПР:
разрабатывает правовые акты и методические рекомендации по внедрению системы НПР специалистов в Самарской области;
размещает информацию о планируемых и аккредитованных в системе НПР образовательных мероприятиях на официальном сайте министерства;
определяет профессиональные некоммерческие организации (далее - некоммерческие организации) для участия их в подготовке и проведении отдельных образовательных мероприятий в рамках НПР специалистов (далее - образовательные мероприятия);
координирует систему НПР совместно с некоммерческими организациями.
3.3. В подготовке и проведении отдельных образовательных мероприятий участвуют некоммерческие организации, соответствующие следующим критериям:
некоммерческая организация создана медицинскими и (или) фармацевтическими работниками;
зарегистрирована и осуществляет свою деятельность на территории Самарской области;
основана на личном членстве;
объединяет не менее 25 процентов от общей численности врачей или средних медицинских работников или фармацевтических работников на территории Самарской области, их ассоциаций (союзов).
3.4. В целях заключения соглашения о сотрудничестве по подготовке и проведению образовательных мероприятий (далее - соглашение) некоммерческая организация представляет в министерство следующие документы:
копию учредительного документа, заверенного печатью некоммерческой организации;
справку о количестве членов некоммерческой организации.
3.5. При соответствии некоммерческой организации критериям, установленным пунктом 3.3 настоящего Положения, по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 3.4 Положения, министерство заключает с некоммерческой организацией соглашение.
3.6. Соглашение заключается на безвозмездной основе.
3.7. В рамках реализации Соглашения некоммерческая организация:
осуществляет подготовку и проведение образовательных мероприятий для специалистов учреждений здравоохранения Самарской области;
осуществляет составление ежегодного плана образовательных мероприятий, предусматривающего специальность, для которой проводится образовательное мероприятие, вид образовательного мероприятия, главного внештатного специалиста, ответственного за разработку программы образовательного мероприятия, дату планируемого проведения мероприятия;
осуществляет согласование программы образовательных мероприятий, представленной главным внештатным специалистом;
обеспечивает доведение информации о проводимых образовательных мероприятиях до сведения учреждений здравоохранения;
организует учет образовательных мероприятий, аккредитованных в системе НПР;
осуществляет мониторинг и учет кредитных единиц в системе НПР;
осуществляет иные полномочия в соответствии с соглашением.
3.8. Главные внештатные специалисты министерства:
ежегодно предоставляют некоммерческой организации до 1 ноября года, следующего за отчетным, предложения о включении в план образовательных мероприятий (по профилям деятельности) на следующий календарный год;
осуществляют подготовку программы образовательных мероприятий;
представляют некоммерческим организациям не позднее чем за месяц до начала запланированного образовательного мероприятия образовательную программу для согласования;
участвуют в образовательном мероприятии.
3.9. К реализации системы НПР министерство имеет право привлекать по согласованию образовательные учреждения высшего профессионального образования Самарской области, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по 50 и более образовательным программам подготовки специалистов по интернатуре и ординатуре, опыт работы в системе НПР три года и более, наличие на обучающих кафедрах по профилю реализуемой программы не менее 70% преподавателей, имеющих ученые степени в части осуществления экспертной оценки уровня и кредитной значимости образовательного мероприятия.
3.10. Подготовка и проведение образовательных мероприятий осуществляется согласно регламенту, разработанному некоммерческой организацией.
Регламент размещается на официальных сайтах министерства и некоммерческой организации.
3.11. Совет по НПР участвует в реализации системы НПР в соответствии с разделом II настоящего Положения.
Приложение
к Положению
об организации системы непрерывного
профессионального развития медицинских
и фармацевтических работников
в Самарской области
Виды
образовательных мероприятий и формы деятельности
в системе непрерывного профессионального развития
медицинских и фармацевтических работников Самарской области,
за которые производится начисление кредитных единиц
№ п/п
Вид образовательных мероприятий в системе НПР
Подтверждающий документ
Форма деятельности: научная
1.
Соискатель ученой степени кандидата/доктора медицинских наук
Представляются копии документов
2.
Защита диссертации
Представляются копии документов
3.
Публикация методических рекомендаций, монографий, статей и тезисов по профилю профессиональной деятельности
Представляются копии опубликованных материалов в печатном или электронном виде
Форма деятельности: теоретическая
4.
Участие в:
Представляются копии подтверждающих документов
- межрегиональной конференции;
- региональной конференции;
- семинаре;
- симпозиуме, мастер-классе;
- заседании научного общества, ассоциации, круглом столе;
- всероссийской, международной конференции;
- конгрессе, съезде
5.
Участие в образовательных неделях
Представляются копии подтверждающих документов
6.
Участие в лекциях, тематических школах, видеолекциях, вебинарах
Представляется копия списка участников
7.
Участие в профессиональных конкурсах:
Представляются копии сертификата участника, диплома победителя конкурса
- общебольничных;
- городских, областных;
- межрегиональных;
- всероссийских;
- международных
Победители конкурсов
Руководители подготовки победителя
Организаторы конкурса
8.
Клиническая ординатура (за 2 года) очная (по выбору обучающегося, возможно прохождение отдельных модулей дистанционного обучения)
Представляется копия удостоверения
9.
Профессиональная переподготовка, очная (по выбору обучающегося, возможно прохождение отдельных модулей дистанционного обучения)
Представляется копия диплома о профессиональной переподготовке
10.
Повышение квалификации на цикле общего усовершенствования (ОУ) (очная)
Представляется копия удостоверения о повышении квалификации
11.
Повышение квалификации на цикле тематического усовершенствования (ТУ) (очная)
Представляется копия удостоверения о повышении квалификации
12.
Повышение квалификации на краткосрочных (дискретных) курсах, семинарах, вебинарах, видеолекциях
Представляется документ, подтверждающий прохождение обучения, заслушивания лекции
13.
Второе высшее образование без отрыва от производства (дистанционное, заочное обучение и т.д.)
Представляется справка из вуза
Форма деятельности: практическая
14.
Патент на полезную модель/изобретение
Представляется подтверждающий документ
15.
Организация и проведение клинического разбора
Представляется протокол
16.
Стажировка:
Представляется документ, подтверждающий количество часов занятий
- на рабочем месте
- выездная (в пределах Российской Федерации) (за 36 часов)
- за рубежом (за 36 часов)
17.
Руководство интернами, ординаторами
Представляется документ, подтверждающий закрепление наставника
18.
Руководство молодыми специалистами (наставничество)
Представляется документ, подтверждающий закрепление наставника
19.
Выступление на:
Представляются копии подтверждающих документов
- межрегиональной конференции
- региональной конференции,
- семинаре, симпозиуме, мастер-классе, заседании научного общества, ассоциации, круглом столе;
- всероссийской конференции, съезде, конгрессе
- международном конгрессе, съезде, конференции
- в рамках образовательных недель
- тематической школе
20.
Проведение мастер-класса по специальности (6 учебных часов)
Представляется копия подтверждающего документа
21.
Обучение на рабочем месте под контролем куратора (наставника)
Представляется отзыв наставника (куратора)
22.
Кураторство и наставничество, педагогическая деятельность по реализации программ высшего, среднего и послевузовского образования
Представляется отчет куратора
23.
Членство в профессиональных ассоциациях, комитетах, экспертных советах и комиссиях
Представляется копия документа, подтверждающего членство в ассоциациях, комитетах, экспертных советах и комиссиях
24.
Участие в разработке документов региональной системы стандартизации с коэффициентом участия более 30%
Представляется утвержденный документ
Форма деятельности: самостоятельное обучение
25.
Использование электронных информационных ресурсов областной научной медицинской библиотеки МИАЦ, в т.ч. через "Личный кабинет читателя"
Справка из областной научной медицинской библиотеки МИАЦ
26.
Работа с ресурсами областной научной медицинской библиотеки МИАЦ в читальном зале и абонементе
Справка из областной научной медицинской библиотеки МИАЦ
------------------------------------------------------------------