По датам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Выборки

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2014 по делу N А55-25288/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании ст. 29 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти" не соответствующей статьям 1, 2, 18, 30, 31, 32, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 77, 84, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации и недействующей в части установления градостроительной зоны в составе "Зон, находящихся вне границ населенного пункта город Тольятти" ЗП - "промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу № А55-25288/2013

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 марта 2014 года
Арбитражный суд Самарской области
В составе председательствующего Матюхиной Т.М.,
Судей Корнилова А.Б., Степановой И.К.,
рассмотрев в судебном заседании 12 марта 2014 года дело по заявлению иску Закрытое акционерное общество "Н", адрес <...> к Мэрии городского округа Тольятти, к Тольяттинской городской Думе, при участии Прокуратуры Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта при участии в заседании
от заявителя - К., доверенность от 17.12.2013,
от Тольяттинской городской Думы - Р., доверенность от 29.11.2013,
от Мэрии городского округа Тольятти - Л., доверенность от 30.12.2013,
от Прокуратуры Самарской области - М., удостоверение

установил:

ЗАО "Н" обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать ст. 29 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти" не соответствующей статьям 1, 2, 18, 30, 31, 32, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 77, 84, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации и недействующей в части установления градостроительной зоны в составе "Зон, находящихся вне границ населенного пункта город Тольятти" ЗП - "промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:853, принадлежащем ЗАО "Н" на праве собственности.
Заинтересованное лицо в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве заявленные требования считает необоснованными.
Прокуратура Самарской области в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве заявленные требования также считает необоснованными.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов настоящего дела, решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 (далее - Правила).
Данное решение было опубликовано в газете "Городские ведомости" 12.07.2013 № 51(1550) и вступило в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
ЗАО "Н", являясь собственником земельного участка 63:09:0000000:853, расположенного в северной части г.о. Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании в части несоответствующим федеральному законодательству и недействующими Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 (в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236).
Пунктом 1 статьи 29 Правил утверждено приложение № 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти", представляющая собой чертеж с отображением границ городского округа Тольятти и границ территориальных зон.
Пунктом 2 статьи 29 Правил введена градостроительная зона в составе зон, находящихся вне границ населенного пункта г. Тольятти (ЗП) - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. К указанной зоне отнесены все земли городского округа Тольятти, не включенные в границу населенного пункта г. Тольятти, в том числе земельные участки, занятые полигонами, шламоотвалами, золоотвалами и объектами газового хозяйства и энергетики, а также земли, используемые для сельскохозяйственного производства.
По мнению ЗАО "Н", вследствие внесенных изменений в Правила (а именно в карту градостроительного зонирования) принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с к.н. 63:09:0000000:853 стал располагаться в нескольких территориальных зонах, появилась правовая неопределенность отнесения земель, расположенных за границами населенного пункта г. Тольятти к определенной категории земель; установленная новая территориальная зона (ЗП) противоречит функциональному назначению, установленному Генеральным планом г.о. Тольятти; установление (ЗП) на землях, используемых для сельскохозяйственного использования, противоречит федеральному законодательству; нарушает требование законодательства о принадлежности каждого земельного участка одной территориальной зоне, что нарушает права и охраняемые законом интересы общества.
Доводы ЗАО "Н" о наличии правовой неопределенности в отнесении к определенной категории в отношении земель на территории г.о. Тольятти, расположенной за границами населенного пункта г. Тольятти, не основаны на законе.
Согласно ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования (каковым в силу ст. 18 указанного кодекса РФ является Генеральный план городского округа Тольятти) границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу ст. 1 указанного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6, 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.
Согласно выписке из ГКН и правоустанавливающих документов на земельный участок № 63:09:0000000:853, данный объект имеет назначение для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли населенных пунктов.
Решением Думы городского округа Тольятти от 01.02.2012 № 762 в Генеральный план городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2015 года, утвержденный решением Думы городского округа Тольятти от 09.07.2004 № 1190, внесены соответствующие изменения в документ территориального планирования, изменены границы населенного пункта г. Тольятти.
Кроме того, на части рассматриваемой территории г.о. Тольятти, вследствие внесенных изменений установлена категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения.
Таким образом, правовая неопределенность по отнесению частей принадлежащего обществу земельного участка к определенной категории земель отсутствует, общество не лишено возможности использовать данный земельный участок для целей сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем необходимо отметить, что ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ не допускается пересечение границ городского поселения через земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам.
Данное требование при принятии решения Думой городского округа Тольятти от 01.02.2012 № 762 "О внесении изменений в Генеральный план г. Тольятти на расчетный срок до 2015 года, утвержденный решением Думы, г.о. Тольятти от 09.07.20014 № 1190" было нарушено.
Однако нормативный правовой акт о внесении изменений в Генеральный план г.о. Тольятти не является предметом судебного спора.
Согласно ст. 33 Градостроительного кодекса РФ Правила застройки и землепользования должны соответствовать генеральному плану городского округа, поскольку отсутствие такого соответствия является основанием для внесения изменений в Правила.
На основании данной нормы представительным органом местного самоуправления г.о. Тольятти было принято решение от 19.06.2013 № 1236 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 № 1059".
В силу статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития.
Таким образом, Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти в оспариваемой части соответствуют Генеральному плану г.о. Тольятти.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Однако вследствие внесенных решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236 изменений в Правила земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:853, принадлежащий обществу на праве собственности, стал частично относиться к градостроительным зонам ПК-2, ПК-3, ПК-4, часть - к градостроительной зоне ЗП (земли промышленности...), чем нарушены вышеуказанные нормы федерального законодательства.
По данному нарушению федерального законодательства прокурором города Тольятти 27.01.2013 на решение Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти" в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городском округе Тольятти" принесен протест с требованием привести нормативный правовой акт в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Протест рассмотрен Думой городского округа Тольятти и признан обоснованным, мэрии г.о. Тольятти рекомендовано: привести правила землепользования и застройки г.о. Тольятти (в редакции решения Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 № 1236) в соответствие с требованиями законодательства; подготовить и представить на утверждение в Думу г.о. Тольятти изменения в Генеральный план г.о. Тольятти на расчетный период до 2025 года, утвержденный постановлением Тольяттинской городской Думы от 09.07.2004 № 1190, и Правила землепользования и застройки в г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 № 1059 (в редакции решения Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 № 1236), в части установления функциональной и территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:853.
Внесение изменений в указанные нормативные правовые акты осуществляется в соответствии с требованиями главы 3 и 4 Градостроительного кодекса РФ.
ЗАО "Н" полагает, что установленные градостроительные зоны спорным решением представительного органа местного самоуправления создают препятствия для фактического использования обществом земельного участка.
Данный довод не основан на нормах закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, градостроительное зонирование, установленное в Правилах в соответствии с Генеральным планом, не препятствует заявителю использовать земельные участки для сельскохозяйственных целей, если такое использование не опасно для жизни, здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств наличия в настоящее время препятствий для фактического сельскохозяйственного использования земельного участка, наличия опасности для жизни, здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия обществом не представлено.
В соответствии со ст. 193 АПК РФ, п. 3.1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной., практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" в заявлении о признании недействующим нормативного правового акта должно быть указано на то, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом или его отдельными положениями, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и законных интересов заявителя, либо какие обязанности, по его мнению, на него незаконно возлагаются оспариваемым правовым актом, либо в чем состоят иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заявлении ЗАО "Н" конкретного указания на нарушение прав и законных интересов общества не содержится, сведений, свидетельствующих о нарушении прав общества, не представлено.
В нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель надлежащих доказательств обратного в материалы дела не представил, а равно не представил надлежащих доказательств нарушения оспариваемым Приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, что в силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд полагает необходимым указать, что при рассмотрении настоящего дела ЗАО "Н" не было приведено надлежащего обоснования своего довода о несоответствии оспариваемой статьи 29 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти", в редакции утвержденной Решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти" положениям статьям 1, 2, 18, 30, 31, 32, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 77, 84, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что статья 29 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти", в редакции утвержденной Решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти" соответствует положениям статей 1, 2, 18, 30, 31, 32, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 77, 84, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы ЗАО и не влечет негативных последствий для неопределенного круга лиц, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать статью 29 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти", в редакции утвержденной Решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 № 1236 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти" соответствующим статьям 1, 2, 18, 30, 31, 32, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7, 77, 84, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Т.М.МАТЮХИНА

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
И.К.СТЕПАНОВА


------------------------------------------------------------------