Постановление Администрации городского округа Самара от 09.04.2014 N 430 "Об утверждении Положения о системе оповещения и информирования населения городского округа Самара об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. № 430
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 № 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время", приказом МЧС РФ, Мининформсвязи РФ и Минкультуры РФ от 25.07.2006 № 422 / 90 / 376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Губернатора Самарской области от 02.04.2009 № 34 "О системе оповещения и информирования населения Самарской области", постановлением Правительства Самарской области от 24.06.2009 № 269 "О Порядке сбора и обмена информацией в сфере защиты населения и территорий Самарской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования населения городского округа Самара об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время постановляю:
1. Утвердить Положение о системе оповещения и информирования населения городского округа Самара об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время согласно приложению.
2. Управлению гражданской защиты Администрации городского округа Самара, заместителям Главы городского округа - главам администраций районов городского округа Самара обеспечить поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения.
3. Управлению информации и аналитики Администрации городского округа Самара обеспечить информационное сопровождение использования системы оповещения населения.
4. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных на территории городского округа Самара, в соответствии с действующим законодательством обеспечить задействование собственных средств связи и оповещения для оповещения и информирования населения городского округа Самара.
5. Признать утратившим силу постановление Главы города Самары от 17.09.2002 № 482 "О порядке оповещения и информирования населения города Самары об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы городского округа Самара Ефремова А.Ф.
И.о. Главы
городского округа
В.В.КУДРЯШОВ
Приложение
к Постановлению
Администрации городского округа Самара
от 9 апреля 2014 г. № 430
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
1. Общие положения и термины
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи, состав, порядок создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения городского округа Самара об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время (далее - система оповещения).
1.2. Система оповещения населения в городском округе Самара создается:
1.2.1. На муниципальном уровне: местная система оповещения (далее - МСО) - в административных границах городского округа Самара.
1.2.2. На объектовом уровне:
1.2.2.1. Локальная система оповещения - в границах районов размещения потенциально опасных производственных объектов и прилегающих к ним территорий.
1.2.2.2. Объектовая система оповещения - на предприятиях, учреждениях и организациях производственной и социальной сферы, в том числе деятельность которых связана с массовым пребыванием людей.
1.3. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
1.4. Создание, поддержание в готовности к задействованию систем оповещения всех уровней является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией городского округа Самара, предприятиями, учреждениями и организациями городского округа Самара в пределах своих полномочий на соответствующих территориях, объектах по подготовке и ведению гражданской обороны (далее - ГО), предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС).
1.5. Система оповещения может быть задействована как в мирное, так и в военное время.
1.6. Для целей настоящего Положения используются понятия, предусмотренные статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Назначение и основные задачи системы оповещения
2.1. Система оповещения в городском округе Самара предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств звена городского округа Самара территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городское звено РСЧС), органов управления, сил и средств ГО и населения городского округа Самара об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС.
2.2. Основными задачами МСО является обеспечение оповещения и информирования:
2.2.1. Руководящего состава ГО городского округа Самара и территориальной подсистемы РСЧС.
2.2.2. Специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории городского округа Самара.
2.2.3. Дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты.
2.2.4. Населения, проживающего на территории городского округа Самара.
3. Состав МСО
3.1. МСО состоит из:
3.1.1. Местной системы централизованного оповещения.
3.1.2. Муниципальной системы оповещения и информирования населения о ЧС.
3.1.3. Комплекса технических средств для оповещения и информирования населения на территории городского округа Самара.
3.1.4. Терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания граждан.
3.2. Комплекс технических средств МСО состоит из следующих подсистем:
3.2.1. Подсистемы управления и каналов связи.
3.2.2. Подсистемы электросиренного оповещения.
3.2.3. Подсистемы речевого оповещения на базе абонентской сети и сети уличных громкоговорителей проводного вещания.
3.2.4. Подсистемы оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций.
3.2.5. Подсистемы задействования систем оповещения объектов, сопряженных с МСО.
3.2.6. Автоматизированной подсистемы оповещения по телефонным линиям.
3.3. Для обеспечения резервирования и устойчивого функционирования МСО в подсистеме управления и каналов связи разрешается использовать инфраструктуру единой мультисервисной телекоммуникационной сети Администрации городского округа Самара, каналы передачи данных сетей операторов подвижной радиотелевизионной связи и подвижной радиотелефонной и сотовой связи, подвижной и стационарной радиосвязи на территории городского округа Самара.
4. Порядок использования системы оповещения
4.1. Основной способ оповещения населения городского округа Самара - передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней.
4.2. Передача сигналов оповещения осуществляется как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
4.2.1. Автоматизированный режим (основной) обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО, МСО и населения.
4.2.2. Неавтоматизированный режим - доведение информации и сигналов оповещения по сетям связи общего пользования, ведомственным сетям связи без применения специальной аппаратуры оповещения.
4.2.3. Способами доведения сигналов МСО являются:
4.2.3.1. Централизованное включение электросирен оповещения.
4.2.3.2. Принудительное дистанционное переключение программ проводной сети радиовещания для передачи сигналов оповещения и информирования об оперативной обстановке.
4.2.3.3. Принудительная передача сигналов оповещения и информирования по городским телевизионным каналам и каналам радиовещания, а также с использованием сетей местного эфирного и кабельного телевещания с перерывом вещательных программ.
4.2.3.4. Использование телефонных сетей связи общего пользования.
4.2.3.5. Использование подвижных средств, оснащенных громкоговорящими установками.
4.2.3.6. Использование сетей операторов подвижной радиотелефонной связи, подвижной и стационарной радиосвязи, сотовой связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.3. Непосредственное доведение сигналов оповещения и информирования возлагается на муниципальное казенное учреждение городского округа Самара "Единая дежурно-диспетчерская служба" (далее - ЕДДС).
4.4. Распоряжения на задействование МСО отдаются:
4.4.1. Главой городского округа Самара.
4.4.2. Заместителем Главы городского округа Самара, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) городского округа Самара с последующим докладом Главе городского округа Самара.
4.4.3. Руководителем Управления гражданской защиты Администрации городского округа Самара (далее - Управление) с последующим докладом Главе городского округа Самара.
4.4.4. Старшим оперативным дежурным ЕДДС с последующим докладом должностным лицам, которым он подчинен.
4.5. Распоряжения на задействование автоматизированных систем оповещения районов городского округа Самара отдаются заместителями Главы городского округа - главами администраций районов городского округа Самара.
4.6. Распоряжения на задействование локальных систем оповещения отдаются руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты.
4.7. Распоряжения на задействование объектовых систем оповещения отдаются руководителями предприятий, учреждений и организаций, в том числе с массовым пребыванием граждан, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
4.8. Руководители организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, учреждений и предприятий, в том числе с массовым пребыванием людей, разрабатывают и утверждают инструкции по оповещению и информированию и согласовывают их с Управлением.
5. Создание, совершенствование, поддержание и проверка
готовности систем оповещения
5.1. Система оповещения и информирования населения в административных границах городского округа Самара создается заблаговременно в мирное время.
5.2. Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения является составной частью мероприятий по ГО и ЧС.
5.3. Муниципальная система оповещения и информирования создается, совершенствуется и поддерживается в надлежащем работоспособном состоянии под руководством Главы городского округа Самара и руководителя Управления.
5.4. Проверка работоспособности систем оповещения проводится в целях:
5.4.1. Поддержания системы оповещения и информирования в постоянной готовности к применению.
5.4.2. Оценки состояния работоспособности и готовности к выполнению возложенных на нее задач.
5.5. Виды проверок работоспособности системы оповещения и их периодичность:
5.5.1. Комплексная проверка технического состояния системы оповещения с доведением проверочных сигналов и информации до органов управления ГО и звена РСЧС и населения - не реже одного раза в год.
5.5.2. Выборочная проверка технического состояния системы оповещения с доведением проверочных сигналов и информации до органов управления ГО и городского звена РСЧС и населения - не реже одного раза в год.
5.5.3. Выборочная проверка технического состояния аппаратуры оповещения, дистанционного управления электросиренами и автоматизированной системы централизованного оповещения - не реже одного раза в квартал.
5.5.4. Проверка организации эксплуатационно-технического обслуживания автоматизированной системы централизованного оповещения - один раз в месяц.
5.5.5. Техническая проверка готовности к применению автоматизированной системы оповещения руководящего состава - один раз в квартал.
5.5.6. Техническая проверка готовности к применению аппаратуры дистанционного управления электросиренами и системами речевого оповещения - ежедневно.
5.5.7. Внеплановая проверка органов управления ГО и городского звена РСЧС.
5.6. Управление планирует, организует и проводит проверки работоспособности МСО в порядке, установленном руководителем, с учетом видов и периодичности, определенных настоящим Положением.
5.7. Для проверки готовности МСО к задействованию, за исключением технических проверок, постановлением Администрации городского округа Самара создается комиссия с обязательным включением в ее состав представителей Управления и организаций. Результаты проверок оформляются актами и утверждаются Главой городского округа Самара.
5.8. Перед проведением всех видов проверок обязательно проведение комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
5.9. В случаях несанкционированного задействования системы оповещения, организации и операторы связи, организации телерадиовещания немедленно информируют об этом дежурного ЕДДС.
5.10. При несанкционированном задействовании системы оповещения старший дежурный ЕДДС докладывает оперативному дежурному государственного казенного учреждения Самарской области "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям" и старшему оперативному дежурному Федерального казенного учреждения "ЦУКС ГУ МЧС России по Самарской области".
5.11. Руководители предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также объектов с массовым пребыванием граждан, в ведении которых находятся системы оповещения, организации и операторы связи, организации телерадиовещания разрабатывают и согласовывают с Управлением инструкции дежурно-диспетчерских служб (дежурных) и специалистов, привлекаемых к обеспечению оповещения.
5.12. Эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения организуется Управлением посредством заключения контрактов с организациями связи.
5.13. Эксплуатационно-техническое обслуживание локальных и объектовых систем оповещения осуществляется руководителями предприятий, учреждений и организаций, на которых расположены данные системы, посредством заключения контрактов и договоров с организациями связи.
6. Полномочия по оповещению и информированию
6.1. Общее руководство организацией оповещения и информирования населения городского округа Самара об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время осуществляет Глава городского округа Самара через Управление.
6.2. В целях своевременного оповещения и информирования населения городского округа Самара, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности к задействованию систем оповещения:
6.2.1. Управление:
6.2.1.1. Организует оповещение и информирование населения.
6.2.1.2. Разрабатывает тексты речевых сообщений и организует их запись на магнитные и иные носители, определяет порядок их хранения и использования.
6.2.1.3. Планирует и проводит тренировки проверки МСО по передаче сигналов оповещения населения.
6.2.1.4. Предоставляет заявки в организации связи и телерадиовещания на выделение соединительных линий и каналов связи для управления системами оповещения, уточняет списки абонентов, подлежащих обязательному внесению в автоматизированную систему централизованного оповещения в порядке, установленном руководителем Управления.
6.2.1.5. Организует эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения населения городского округа Самара.
6.2.2. Управление информации и аналитики Администрации городского округа Самара:
6.2.2.1. Готовит совместно с Управлением проекты выступлений Главы городского округа Самара и председателя КЧС и ОПБ городского округа Самара в СМИ по вопросам защиты населения и территорий.
6.2.2.2. Распространяет официальные заявления и сообщения Главы городского округа Самара и председателя КЧС и ОПБ городского округа Самара по вопросам защиты населения и территорий.
6.2.2.3. Организует работу представителей СМИ в зоне ЧС.
6.2.2.4. Обеспечивает приглашение представителей СМИ для освещения мероприятий с участием Главы городского округа Самара и председателя КЧС и ОПБ городского округа Самара по вопросам защиты населения и территорий.
6.2.2.5. Организует пресс-конференции, радио- и телевизионные интервью руководящего состава органов управления сил ГО и городского звена РСЧС.
6.2.2.6. Регулярно размещает в СМИ текущую информацию о деятельности Главы городского округа Самара, председателя КЧС и ОПБ городского округа Самара и Управления.
6.2.3. Территориальные органы Администрации городского округа Самара:
6.2.3.1. Обеспечивают готовность автоматизированной системы оповещения руководящего состава районов городского округа Самара к доведению сигналов оповещения и информирования.
6.2.3.2. Организуют подготовку специалистов, эксплуатирующих систему оповещения.
6.2.3.3. Обеспечивают оповещение населения районов городского округа Самара.
6.2.4. ЕДДС:
6.2.4.1. Непосредственно осуществляет оповещение и информирование населения городского округа Самара об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
6.2.4.2. Обеспечивает надежное, устойчивое, непрерывное и круглосуточное функционирование аппаратуры оповещения на пункте управления ЕДДС и удаленных местах несения службы оперативных дежурных Администрации городского округа Самара и территориальных органов Администрации городского округа Самара.
6.3. Руководители учреждений и организаций, в том числе с массовым пребыванием людей, в соответствии с действующим законодательством на своих площадях обеспечивают своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС.
6.4. Информация об угрозе возникновения или возникновении ЧС в мирное и военное время, создающих угрозу безопасности и здоровью населения, является открытой.
7. Сигналы оповещения
7.1. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами управления, силами и средствами ГО и городского звена РСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты.
7.2. Сигналы оповещения и информирования доводятся ЕДДС до подчиненных органов городского звена РСЧС и населения городского округа Самара.
7.3. Сигналы оповещения передаются путем включения электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств.
7.4. Сигналы информирования передаются путем доведения необходимого речевого сообщения по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых, мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.
7.5. Единым сигналом оповещения для населения установлен единый предупредительный сигнал: "Внимание! Всем!", создаваемый прерывистым звучанием электросирен и других сигнальных средств продолжительностью 2 - 3 минуты, который подается для привлечения внимания населения городского округа Самара.
7.6. Сигналами оповещения являются:
7.6.1. "Воздушная тревога!" - подается при возникновении непосредственной угрозы нападения противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время.
7.6.2. "Отбой воздушной тревоги" - подается, если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для населения.
7.6.3. "Радиационная опасность" - подается при непосредственной угрозе радиоактивного заражения или при его обнаружении.
7.6.4. "Химическая опасность" - подается при угрозе или обнаружении химического, бактериологического заражения местности.
8. Финансирование систем оповещения
и информирования населения
8.1. Муниципальная система оповещения и информирования совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности за счет средств бюджета городского округа Самара.
8.2. Локальные и объектовые системы оповещения создаются и совершенствуются за счет средств организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, учреждений и предприятий, в том числе связанных с массовым пребыванием граждан, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
И.о. заместителя Главы
городского округа Самара
В.В.АЛЕШИН
------------------------------------------------------------------