Решение Самарского областного суда от 05.05.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 15.07.2013 N 69-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле">
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2014 года
Самарский областной суд
в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Х.О.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
Х.О.В. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия части 2 статьи 2 Закона Самарской области № 69-ГД "О внесении изменений в закон Самарской области "О земле". Данный закон вступил в законную силу с 26.07.2013, согласно оспариваемого им положения, действие Закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, в отношении которых до 01.07.2013 в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, поданы заявления о предоставлении земельных участков. Считает, что часть 2 статьи 2 Закона содержит положения, нарушающие его права на получение в собственность бесплатно земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 9 Закона Самарской области "О земле", в редакции, действовавшей до принятия Закона № 69-ГД и соответственно на момент обращения им в Министерство имущественных отношений Самарской области. В данное Министерство он обратился 25.07.2013 с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 307,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, СДТ "Ротор", участок № 26 "а", под садоводство. В предоставлении земельного участка ему было отказано со ссылкой на то, что вступил в законную силу Закон Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле", данным Законом статья 9 изложена в новой редакции, которая определяет исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о внесении изменений, действие Закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, по которым до 01.07.2013 в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, подано заявление о предоставлении, в связи с тем, что им заявление было подано в министерство после 01.07.2013, то оно рассмотрению не подлежит.
Он обжаловал данный отказ в судебном порядке, судом в удовлетворении заявленных им требований было отказано на основании части 2 статьи 2 Закона № 69-ГД.
В судебном заседании представитель Х.О.В. - Д.С.М., заявленные им требования поддержала, уточнив просительную часть, просила признать недействующим с момента принятия часть 2 статью 2 Закона № 69-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле" от 15.07.2013 в части ограничений прав граждан на рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, которые поданы после 01.07.2013 в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками и до 26.07.2013 - даты вступления вышеуказанного закона в законную силу.
Представитель Самарской Губернской Думы - Г.В.Г. заявленные требования не признал, поскольку оспариваемая заявителем норма не вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявление Х.О.В. удовлетворению не подлежит, изучив материалы дела, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъекта РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Также в статье 28 Земельного кодекса установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим федеральным законодательством бесплатно приобрести земельный участок имеют право только граждане, имеющие трех и более детей. Порядок предоставления устанавливается законами субъектов РФ (статья 28 ЗК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьями 30, 36, 63 ЗК РФ также предусмотрены случаи получения земельного участка бесплатно, но заявитель к данным категориям граждан не относится.
Из действующих норм федерального законодательства следует вывод, что установление иных, дополнительных случаев бесплатного приобретения гражданами земельных участков и порядок их приобретения федеральным законом отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установление законом субъекта РФ случаев бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан является исключительным правом, а не обязанностью субъекта РФ (за исключением предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей).
02.07.2013 Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области № 69-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле", который был подписан Губернатором Самарской области 15.07.2013 и опубликован в "Волжской коммуне" № 236(28652) от 16.07.2013.
В статье 9 Закона Самарской области "О земле", в редакции, действовавшей до принятия оспариваемого Закона, были определены условия бесплатного предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за предоставлением земельного участка формально мог обратиться любой гражданин, предоставление осуществлялось в зависимости от вида использования и ряда условий, определенных действующим законодательством.
После внесения изменений оспариваемым Законом Самарской области № 96-ГД, указанная статья 9 Закона Самарской области "О земле" была изложена в иной редакции, в ней теперь установлены конкретные категории лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных участков. При этом круг лиц, имеющих право на получение земельных участков бесплатно по сравнению с федеральным законодательством, расширен.
В соответствии с частью 1 статьи 2 оспариваемого Закона Самарской области № 69-ГД, он вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (за исключением ряда положений, которые вступают в законную силу с 01.09.2013).
Заявителем оспаривается часть 2 статьи 2 названного регионального Закона, в соответствии с которой, действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, в отношении которых до 1 июля 2013 года в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, поданы заявления о предоставлении земельных участков.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обладая полномочиями по введению дополнительных гарантий в сравнении с федеральным законодательством, законодатель Самарской области вправе установить специальный порядок введения в действие принятого им нормативного правового акта, что предусмотрено статьей 4 ГК РФ, в силу которой действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, и не противоречит статье 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Статьей 9 Закона Самарской области от 10.05.1995 № 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в законную силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" установлено, что Законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или другими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Законы и другие нормативные правовые акты Самарской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в порядке, установленном федеральным законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма (Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 262-О-О).
Специальные правила вступления в силу закона, регулирующего земельные отношения, предусмотренные Конституцией РФ либо иными федеральными законами, отсутствуют.
Судом установлено, что в настоящем случае оспариваемый в части региональный закон не нарушает прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Защите подлежит нарушенное право, Х.О.В. же не обладал никакими правами в отношении земельного участка, которые были бы отменены оспариваемой нормой.
Принимая во внимание, что статья 9 Закона Самарской области "О земле", в редакции оспариваемого Закона Самарской области № 69-ГД не отменяет приобретенных прав и обязанностей заявителя, а также учитывая, что установление специального порядка введения в действие правового регулирования является полномочием законодателя, суд приходит к выводу, что оснований, предусмотренных статьей 253 ГПК РФ для удовлетворения требований Х.О.В. не имеется.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений, дополнений, а также отмене этого акта.
В силу изложенного, являются несостоятельными доводы о том, что оспариваемая норма ухудшает положение заявителя. К тому же, она не регулирует отношения по рассмотрению заявлений.
Не усматривается противоречий оспариваемой нормы и статье 34 ЗК РФ, на что также Х.О.В. указывает в своем заявлении. Названная статья определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Вопрос о противоречии оспариваемого в части Закона Самарской области нормам Конституции Российской Федерации не может быть рассмотрен судом, поскольку проверка конституционности нормативных актов осуществляется в порядке конституционного судопроизводства Конституционным судом РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Х.О.В. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле" в части ограничений прав граждан на рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, которые поданы после 1 июля 2013 года в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками и до 26 июля 2013 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2014 решение Самарского областного суда от 05.05.2014 отменено, по делу вынесено новое решение об удовлетворении заявления Х.О.В. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 15.07.2013 № 69-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О земле".
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
------------------------------------------------------------------