Решение Самарского областного суда от 26.08.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3.4 Положения о министерстве строительства Самарской области, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 N 225, и пункта 3.1 Положения о государственной инспекции строительного надзора Самарской области, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 N 1, в части замещения одним лицом двух должностей>
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2014 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием прокурора Левыкина А.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти,
установил:
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3.4 Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007, и пункта 3.1 Положения о государственной инспекции строительного надзора Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1, в части замещения одним лицом двух должностей, а именно: заместитель министра - руководитель государственной инспекции строительного надзора Самарской области.
В указанных положениях установлены нормы, согласно которым министр строительства Самарской области имеет первого заместителя и четырех заместителей, один из которых является руководителем государственной инспекции строительного надзора Самарской области; инспекцию возглавляет руководитель, являющийся заместителем министра строительства Самарской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
По мнению прокурора, указанные нормы противоречат положениям статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" в соответствии с которой лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, не вправе замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области "О Правительстве Самарской области" министерство строительства Самарской области входит в систему органов исполнительной власти Самарской области.
Согласно постановления Губернатора Самарской области от 26.02.2009 № 18, государственная инспекция строительного надзора Самарской области является иным органом исполнительной власти.
Таким образом, оспариваемые положения противоречат названным выше нормам Федерального закона № 273-ФЗ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области Левыкин А.А. требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Самарской области по доверенности - Милованова Н.А. заявленные прокурором требования не признала, считая их необоснованными.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, при этом суд исходит из следующего.
Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации, основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, определены Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
В части 1 статьи 5 законом определено, что государственная гражданская служба это - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Изложенное содержание части 2 статьи 1 во взаимосвязи с его другими нормами указывает на то, что федеральный законодатель, определяя объемы и границы государственной службы, в том числе, принципы построения и функционирования системы государственной службы, общие условия государственной службы, поступление на государственную службу, ее прохождение, а соответственно и определение правоограничений, также исключил деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, из сферы действия законодательства о государственной службе в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под государственными должностями следует понимать должности как в федеральных органах государственной власти, так и в органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (преамбула).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (часть 4 статьи 1). Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации определена в статье 2.
В статье 2.1 названного Федерального закона № 184-ФЗ, определяющей государственные должности субъектов Российской Федерации, установлено, что Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Кроме того, в данной норме также установлено, что на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Указанный Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утвержден Президентом Российской Федерации Указом от 04.12.2009 № 1381.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона "О системе государственной службы в Российской Федерации" должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 86 Устава Самарской области от 18.12.2006 № 179-ГД, Правительство Самарской области формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти, руководит их деятельностью.
В рамках перечисленных полномочий Правительством Самарской области утверждены: постановлением от 31.10.2007 № 225 Положение о министерстве строительства Самарской области, и постановлением от 18.01.2006 № 1 Положение о государственной инспекции строительного надзора Самарской области.
Прокурором оспаривается пункт 3.4 Положения о министерстве строительства Самарской области, в соответствии с которым "Министр имеет первого заместителя и четырех заместителей, один из которых является руководителем государственной инспекции строительного надзора Самарской области";
и пункт 3.1 Положения о государственной инспекции строительного надзора Самарской области, который устанавливает, что "Инспекцию возглавляет руководитель Инспекции, являющийся заместителем министра строительства Самарской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке".
Как указывалось выше, прокурор усматривает противоречие названных положений регионального законодательства статье 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в соответствии с которой лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе замещать иные государственные должности.
Оценивая вышеперечисленное действующее федеральное законодательство, суд приходит к выводу о том, что доводы прокурора являются ошибочными, построенными на неправильном толковании норм права.
Запрет, установленный статьей 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" касается лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В оспариваемых положениях не упоминается о государственных должностях Самарской области, это вытекает как из перечисленного выше федерального законодательства, так и регионального. Должность "заместитель министра - руководитель государственной инспекции" является должностью государственной гражданской службы.
В силу статьи 1 Закона Самарской области от 06.04.2005 № 103-ГД "О государственной гражданской службе Самарской области" государственные должности Самарской области - это должности, устанавливаемые Уставом Самарской области, законами Самарской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Самарской области.
В соответствии со статьями 2 и 3 регионального закона № 103-ГД должность гражданской службы Самарской области - это должность гражданской службы Самарской области, предусмотренная Реестром должностей государственной гражданской службы Самарской области.
Согласно статьи 4, данный Реестр должностей государственной гражданской службы Самарской области утверждается постановлением Губернатора Самарской области.
Постановлением Губернатора Самарской области от 11.10.2014 № 162 "О реестре должностей государственной гражданской службы Самарской области" определен перечень должностей государственной гражданской службы региона. В частности, в разделе 1, в категории "руководители" предусмотрены должности государственной гражданской службы, в том числе и должность: "руководитель государственной инспекции - первый заместитель министра".
В свою очередь, на территории Самарской области принят и действует Закон от 09.02.2006 № 1-ГД "О лицах, замещающих государственные должности Самарской области", который закрепляет основные права, обязанности и ограничения лиц, замещающих государственные должности Самарской области и определяет в статье 1, что является государственной должностью Самарской области - должность, установленная Уставом Самарской области, законами Самарской области и частью 3 настоящей статьи для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Самарской области.
В части 3 установлено, какие должности являются государственными должностями Самарской области. Данный перечень, равно как и Устав Самарской области, не содержит должности заместителя министра либо руководителя иного органа исполнительной власти.
Кроме того, не содержит таких должностей и Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации Указом от 04.12.2009 № 1381.
Из Устава Самарской области, Закона Самарской области от 09.02.2006 № 1-ГД "О лицах, замещающих государственные должности Самарской области", Закона Самарской области от 08.10.2013 № 80-ГД "О Правительстве Самарской области" также следует, что заместитель министра либо руководитель иного органа исполнительной власти не являются членами Правительства Самарской области.
Из вышеизложенного следует вывод, что должность "руководитель государственной инспекции - первый заместитель министра" не отнесена действующим законодательством к государственной должности субъекта, в связи с чем, в данном случае, запрет, установленный статьей 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" не распространяется.
Кроме того, нельзя здесь говорить и о совмещении двух должностей, поскольку в Реестре, утвержденном Губернатором Самарской области, предусмотрена одна должность государственной гражданской службы "руководитель государственной инспекции - первый заместитель министра". Лицо, назначенное на указанную должность, получает соответствующее денежное содержание по одной указанной должности.
Поскольку оспариваемые в части постановления были приняты Правительством Самарской области в пределах полномочий, определенных действующим законодательством, при этом они не содержат положений, противоречащих нормам федерального законодательства и имеющему большую юридическую силу регионального законодательства, оснований для признания их недействующими в силу ст. 253 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3.4 Положения о министерстве строительства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007, и пункта 3.1 Положения о государственной инспекции строительного надзора Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1, в части замещения одним лицом двух должностей заместитель министра - руководитель государственной инспекции строительного надзора Самарской области, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
------------------------------------------------------------------