Постановление Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 14.01.2014 N 23 "О структурированной системе мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений городского округа Сызрань"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. № 23
О СТРУКТУРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", ГОСТа Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", в целях повышения оперативности информирования о возможности и факте возникновения аварийных, чрезвычайных ситуаций, предупреждения и реагирования на угрозы и возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств и во исполнение Решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Самарской области от 26.09.2013 № 19, руководствуясь Уставом городского округа Сызрань Самарской области, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о структурированной системе мониторинга и управления системами зданий и сооружений городского округа Сызрань (далее - СМИС).
2. Рекомендовать инвесторам-застройщикам, собственникам зданий и сооружений (объектов), отвечающих критериям по отнесению к критически важным согласно действующим нормативным документам, независимо от характера их функционального использования, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности организаций - балансодержателей этих объектов предусматривать их оборудование структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений согласно Национальному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях", ГОСТу Р 22.1.12-2005 "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования".
3. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, на объектах которых установлены или проектируются системы СМИС:
3.1. Руководствоваться настоящим Постановлением и совместно с Главным управлением МЧС России по Самарской области определить порядок взаимодействия с органами повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) при передаче сообщений СМИС;
3.2. Осуществить оснащение объектов СМИС при проектировании объектов нового строительства, при реконструкции и капитальном ремонте с включением указанных затрат в состав проектно-сметной документации;
3.3. Разработку специальных технических условий на проектирование СМИС, ее проектирование, монтаж, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт присоединенных к органам повседневного управления РСЧС инженерных систем СМИС и помещений осуществлять за счет собственных средств.
4. Рекомендовать собственникам объектов, подлежащих оборудованию СМИС соответствии с пунктом 3 настоящего Постановления, при их реконструкции и капитальном ремонте предусматривать выделение площадей под размещение оборудования СМИС, предназначенного для обеспечения информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС.
5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Администрации городского округа в сети Интернет.
6. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Глава Администрации
Н.М.ЛЯДИН
Утверждено
Постановлением
Администрации городского округа Сызрань
от 14 января 2014 г. № 23
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТРУКТУРИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ
1. Общие положения
1.1. Положение о структурированной системе мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС) городского округа Сызрань (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в целях обеспечения реализации требований ГОСТа Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2005 № 65-ст.
1.2. Настоящее Положение предназначено для применения органами местного самоуправления городского округа Сызрань, органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимодействующими с ними службами, руководителями объектов, организаций, предприятий, учреждений, расположенных на территории городского округа Сызрань, на которых в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 установлены или проектируются системы СМИС.
2. Назначение и цель создания СМИС
2.1. СМИС городского округа Сызрань предназначена для:
- непрерывного независимого автоматического мониторинга и контроля состояния инженерных систем, систем инженерно-технического обеспечения, безопасности, технологических процессов, строительных конструкций зданий и сооружений объектов, расположенных на территории городского округа;
- своевременного предупреждения о предпосылках, угрозах и фактах возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), в т.ч. вызванных террористическими актами на территории городского округа;
- доведения в режиме реального времени до дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и органов повседневного управления единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) информации о предаварийном, аварийном состоянии контролируемых инженерных систем, критическом изменении состояния несущих конструкций, пожаре, террористических проявлениях;
- обеспечения ДДС объектов и органов повседневного управления РСЧС информацией, необходимой для своевременного принятия эффективных мер, направленных на предупреждение ЧС и проведение аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- оперативного вызова и обеспечения соответствующих служб и подразделений городского округа и Главного управления МЧС России по Самарской области (экстренного вызова дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных служб) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, ЧС на объектах;
- заблаговременного развертывания и обеспечения устойчивой связи и управления аварийно-спасательными подразделениями в условиях действия дестабилизирующих факторов во время ликвидации аварийной ситуации и ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.
2.2. Целью создания СМИС городского округа Сызрань является недопущение или минимизация причинения вреда здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решения органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций.
3. Основные задачи СМИС
3.1. СМИС городского округа Сызрань в рамках осуществления постоянного мониторинга и контроля за состоянием инженерных систем и систем безопасности объектов обеспечивает решение следующих основных задач:
- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных показателей;
- непрерывный сбор, передача и обработка информации о значениях параметров процессов, обеспечивающих функционирование объектов;
- формирование и передача формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;
- формирование и передача формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС;
- автоматизированное оповещение о произошедшей аварии, чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;
- автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;
- документирование и регистрация аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.
4. Структура СМИС
4.1. В состав СМИС городского округа Сызрань входят:
- программно-технический комплекс (далее - ПТК) СМИС органов повседневного управления РСЧС;
- СМИС объектов, организаций и учреждений городского округа Сызрань, сопряженные с ПТК СМИС/СМИК органов повседневного управления РСЧС;
- дежурный персонал органов повседневного управления РСЧС и ДДС объектов, обеспечивающих эксплуатацию и применение СМИС.
4.2. В состав СМИС объектов входят следующие подсистемы:
- система сбора данных и передачи сообщений (ССП);
- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС);
- система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).
4.3. ПТК СМИС/СМИК органов повседневного управления РСЧС городского округа обеспечивает сбор данных со СМИС объектов, сопряжение и выдачу сообщений СМИС в автоматизированные системы органов повседневного управления РСЧС Главного управления МЧС России по Самарской области.
5. Задачи и функции органов повседневного управления РСЧС
городского округа в части обеспечения безопасности объектов
с использованием возможностей СМИС
5.1. Органы повседневного управления РСЧС городского округа Сызрань в части решения задач безопасности объектов с использованием СМИС решают следующие основные задачи:
- получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;
- анализ и оценка достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями в пределах установленных вышестоящими органами полномочий;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принимаемых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;
- постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) в центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Самарской области об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
- доведение задач, поставленных центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Самарской области, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов в центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Самарской области.
5.2. Дежурный персонал органов повседневного управления РСЧС городского округа обеспечивает применение СМИС в соответствии с регламентами действий при приеме сообщений СМИС.
5.3. Дежурный персонал органов повседневного управления РСЧС городского округа, обеспечивающий эксплуатацию и применение СМИС, должен:
- контролировать на автоматизированном рабочем месте (АРМ) СМИС исправное работоспособное состояние систем жизнеобеспечения, безопасности, контроля состояния несущих конструкций зданий, сооружений и отсутствие предпосылок ЧС (аварий и инцидентов) на потенциально опасных объектах городского округа Сызрань;
- своевременно реагировать на сообщения СМИС об инцидентах, авариях, предпосылках и фактах ЧС, пожарах, террористических проявлениях на контролируемых объектах городского округа Сызрань;
- с использованием штатных средств связи путем запросов уточнять у ДДС объектов характер происшествия, наличие признаков ЧС, принимаемые меры по его ликвидации;
- своевременно доводить информацию, полученную от СМИС, об авариях и чрезвычайных ситуациях на контролируемых объектах до Администрации городского округа Сызрань, центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Самарской области в соответствии со своими должностными инструкциями;
- осуществлять контроль за действиями по выявлению причин, локализации и ликвидации аварийной и чрезвычайной ситуаций на объектах по сведениям, получаемым от ДДС, в том числе и путем запросов;
- обеспечивать содействие в вызове и координации действий экстренных оперативных служб городского округа при ликвидации аварийной и чрезвычайной ситуаций на объекте.
6. Требования к организациям, осуществляющим работы по СМИС
6.1. Работы по СМИС, включая эксплуатацию, должны осуществлять организации, соответствующие требованиям пункта 4.13 Изменения № 1 ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования", утвержденным Приказом Росстандарта от 01.06.2011 № 110-ст.
------------------------------------------------------------------