По датам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Выборки

Решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу N А55-21517/2013 <О признании частично недействующим Порядка предоставления субсидий юридическим лицам крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утв. Постановлением Мэрией городского округа Тольятти от 01.04.2009 N 711-П/1>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2014 г. по делу № А55-21517/2013

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
с участием судей: Агеенко С.В., Горябина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Зубаировой Л.Р., рассмотрев в судебном заседании 23 января 2014 года дело по заявлению Первого заместителя прокурора Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, 151,
к Мэрии городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, Тольятти, пл. Свободы, 4,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, 443010, г. Самара, ул. Куйбышева, 145,
Общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп", <...>,
"о признании недействующим нормативного правового акта, в части" от 26 сентября 2013 года входящий номер 21517,
при участии в заседании:
от заявителя - А., служебное удостоверение;
от заинтересованного лица - С., доверенность от 30 декабря 2013 года;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - не явился, извещен;
от ООО "Эко Рециклинг Групп" - В., доверенность от 1 декабря 2013 года.
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2014 года.

установил:

Первый заместитель прокурора Самарской области обратился в арбитражный суд с заявлением от 26 сентября 2013 года входящий номер 21517, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований (л.д. 112, 113), отраженного в протоколе судебного заседания (л.д. 124), просит суд:
1. признать недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией городского округа Тольятти от 1 апреля 2009 года № 711-П/1, в части:
- пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", и не соответствующим пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- абзаца 2 пункта 2.1 и абзаца 7 пункта 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год", абзаца 3 пункта 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти", абзаца 8 пункта 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку" и не соответствующими части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255;
- абзаца 6 пункта 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке" и не соответствующим пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255".
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 22 января 2014 года до 23 января 2014 года до 13 часов 10 минут.
В судебное заседание - 23 января 2014 года, возобновленное судом после объявленного перерыва, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области не явился, был надлежащим образом извещен судом о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается информацией суда об объявленном перерыве в судебном заседании с указанием времени и даты его продолжения, размещенной на сайте Арбитражного суда Самарской области, которая согласно Информационному письму Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года № 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" является публичным объявлением о перерыве в судебном заседании.
Согласно части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 69 - 73).
В ходе судебного разбирательства представитель ООО "Эко Рециклинг Групп" просил суд удовлетворить заявленные Первым заместителем прокурора Самарской области требования, при этом привел суду доводы, изложенные в письменных Пояснениях (л.д. 107 - 111).
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется положениями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьями 27 и 29, правовых норм, содержащихся в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов Палат Федерального собрания", Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", а также неукоснительно учитывает правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, соответственно: в Постановлении от 31 октября 1995 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и в Постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", правовую позицию Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную, соответственно: в Постановлении от 30 июля 2013 года № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и в Информационном письме от 13 августа 2004 года № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, Мэрией городского округа Тольятти Самарской области было принято Постановление от 1 апреля 2009 года № 711-П/1 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти" (л.д. 18 - 30), которое является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
На текущий период, данный ненормативный правовой акт действует в редакции принятых Мэрией городского округа Тольятти Самарской области Постановлений, соответственно: от 26 апреля 2010 года № 1077-п/1, от 08 декабря 2010 года № 3602-п/1, от 30 декабря 2011 года № 4222-п/1, от 22 мая 2013 года № 1623-п/1.
Первоначальный текст Постановления от 1 апреля 2009 года № 711-П/1 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти" был опубликован в газете "Городские ведомости", № 37 (952) от 9 апреля 2009 года, а соответствующие изменения в данное Постановление - в газете "Городские ведомости", № 48 (1110) от 30 апреля 2010 года, № 141 (1203) от 14 декабря 2010 года, № 1 (1358) от 12 января 2012 года, № 37 (1536) от 24 мая 2013 года (л.д. 32 - 36).
Первый заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с рассматриваемым заявлением, в котором указывает на то, что утвержденный Постановлением от 1 апреля 2009 года № 711-П/1 Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти (далее - "Порядок"), в оспариваемой части, подлежит признанию недействующим и несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255, по следующим основаниям, с чем в полной мере соглашается суд.
Согласно пункту 2.1 Порядка условием предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования:
- по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год;
- по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющего снизить объем отходов, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.
В соответствии с абзацами 6, 7 и 8 пункта 3.3 Порядка претенденты на получение субсидий представляют в департамент следующие документы:
- копию лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов с приложением на право осуществления действий, связанных с использованием твердых коммунальных отходов;
- справку о наличии оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год, или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год;
- справку о наличии оборудования по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти после сортировки, позволяющего снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку, или копию договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются не безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По смыслу Закона, основанием для предоставления субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Однако, при заключении возможным получателем субсидии договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке ТБО и (или) КГМ, либо на оказание услуг по переработке ТБО и (или) КГМ, он перестает быть производителем услуги, так как, исключается сам факт оказания услуги возможным получателем субсидии.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" законодателем отменено лицензирование деятельности по транспортированию отходов 1 - 4 классов опасности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в редакции, действующей до 24 июня 2012 года, лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 класса опасности.
Согласно подпункту "Б" пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" изложен в следующей редакции: "лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности".
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указанный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 25 июня 2012 года.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяет Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255.
Согласно пункту 1 указанного Положения, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Приложению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2013 года № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255", вступившим в силу с 19 февраля 2013 года, из перечня лицензируемых видов деятельности исключена деятельность по сбору и использованию отходов 1 - 4 классов опасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обезвреживанием отходов понимается обработка отходов, в том числе, сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Данным нормативным правовым актом деятельность по сортировке отходов 1 - 4 класса опасности к лицензируемым видам деятельности законодателем не отнесена.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен прямой запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Суд поддерживает в качестве правомерного довод представителя заявителя о том, что установив в Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденном Постановлением Мэрией городского округа Тольятти Самарской области от 1 апреля 2009 года № 711-П/1, условие для получения субсидии - наличие у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год, тем самым, заинтересованное лицо определило круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет местного бюджета в виде субсидий.
Указанное условие ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок по утилизации ТБО и (или) крупногабаритного мусора, так как обременяет лиц обязанностью по оказанию услуг на невыгодных условиях. При этом заинтересованное лицо, оплачивая оказанные услуги по утилизации, является потребителем осуществляющим свой выбор в пользу определенного субъекта. Тем самым, именно заинтересованное лицо имеет решающее право определять и влиять на состав хозяйствующих субъектов, работающих на рынке утилизации ТБО и (или) крупногабаритного мусора, устраняя добросовестную конкуренцию.
Критерий о наличии у хозяйствующего субъекта оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти Самарской области за один календарный год, является дискриминационным условием отбора, предъявляемым при предоставлении субсидий и ограничивает доступ выхода субъектам на рынок, что прямо запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В ходе судебного разбирательства предварительно подвергнув анализу имеющиеся в настоящем деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений представителей лиц, участвующих в деле, суд усматривает наличие предусмотренных Законом оснований для удовлетворения заявленных Первым заместителем прокурора Самарской области требований, изложенных в заявлении "о признании недействующим нормативного правового акта, в части" от 26 сентября 2013 года входящий номер 21517, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт, в нижеуказанной части, подлежит признанию недействующим:
- в части пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", как не соответствующий пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- в части абзаца 2 пункта 2.1 и абзаца 7 пункта 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год", абзаца 3 пункта 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти", абзаца 8 пункта 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку", как не соответствующий части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255;
- в части абзаца 6 пункта 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке", как не соответствующий пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255.
Таким образом, на основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные Первым заместителем прокурора Самарской области в рамках настоящего дела требования в полном размере.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 177, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Требования удовлетворить.
1. Признать недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией городского округа Тольятти от 1 апреля 2009 года № 711-П/1, в части:
- пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", и не соответствующим пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- абзаца 2 пункта 2.1 и абзаца 7 пункта 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год", абзаца 3 пункта 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти", абзаца 8 пункта 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку" и не соответствующими части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255;
- абзаца 6 пункта 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке" и не соответствующим пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 255.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.Ю.ХАРЛАМОВ

Судья
С.В.АГЕЕНКО

Судья
А.А.ГОРЯБИН


------------------------------------------------------------------