По датам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Выборки

Решение Самарского областного суда от 06.02.2014 <О признании недействующими отдельных положений Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утв. постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 N 141>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2014 года

Самарский областной суд
в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Романовой В.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.2 (в части) Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 № 141. В своем заявлении прокурор ссылается на противоречие регионального нормативного акта нормам Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Представители заинтересованного лица - Правительства Самарской области считают, что утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не является государственной услугой. В связи с данным обстоятельством, отношения, возникающие при утверждении названных проектов не регулируются нормами Федерального закона № 210-ФЗ, поэтому просят в удовлетворении требований прокурору отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 № 141 утвержден "Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".
Постановление Правительства Самарской области опубликовано в официальном печатном издании "Волжская коммуна" № 144(27091) от 24.04.2010.
Данный Порядок в соответствии с п. 1.1 регламентирует процедуру рассмотрения, согласования и утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, расположенных на территории Самарской области и используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также процедуру установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 2.1 Порядка для утверждения проекта округа санитарной охраны водного объекта и зоны санитарной охраны водного объекта юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками водозабора или эксплуатирующим водозабор лицом, подают в соответствующее Министерство письменное заявление о принятии проекта ОСО (ЗСО) водного объекта на согласование и утверждение.
В силу п. 2.2 к данному заявлению прилагаются следующие документы:
соответствующий проект ОСО (ЗСО) водного объекта в печатном (подлинник) и электронном виде (в двух экземплярах);
(абз. 3) заверенная Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копия санитарно-эпидемиологического заключения и экспертное заключение о соответствии проекта ОСО (ЗСО) водного объекта санитарным требованиям, выданное экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке;
(абз. 4) копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе;
(абз. 5) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданная не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления;
(абз. 6) копия лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод);
(абз. 7) заключение Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта;
(абз. 8) копия лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения;
(абз. 9) правоустанавливающие документы на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта либо предварительное согласование с землепользователем возможности выделения земельного участка в установленном законодательством порядке.
Заявитель вправе дополнительно представить иные документы, содержащие, по его мнению, сведения, являющиеся существенными для утверждения проекта ОСО (ЗСО) водного объекта.
Прокурором оспариваются названный п. 2.2 в части обязания представления заявителем документов, указанных: в абзаце 3 - в части обязания представления заверенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копии санитарно-эпидемиологического заключения; в абзацах 4; 5; 6; 7; 8; в абзаце 9 - в части обязания представления правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта. При этом прокурор ссылается на противоречие пункта 2.2 в указанной части ст. 7 Федерального закона 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Суд считает доводы прокурора обоснованными, поскольку после вступления в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" оспариваемый прокурором (в части) "Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" вступил в противоречие со ст. 7 названного Федерального закона.
Так, в силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов.
К указанным в ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ документам, которые должны представляться заявителем, документы, перечисленные в п. 2.2 Порядка, в той части, которая оспаривается прокурором, не относятся.
По смыслу ст.ст. 2 и 7, 7.1 Федерального закона № 210-ФЗ в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Названный Закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Таким образом, является противоречащим федеральному законодательству установленные в оспариваемом п. 2.2 Порядка требования к заявителю о предоставлении: заверенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копии санитарно-эпидемиологического заключения; копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); копии лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод); заключения Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта; копии лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения; правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта.
Поскольку перечисленные документы находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг, они могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральным законом № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775, выдача санитарно-эпидемиологических заключений Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами является государственной услугой. В связи с чем, получение санитарно-эпидемиологического заключения возможно в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Кроме того, отношения, складывающиеся в процессе утверждения проектов зон санитарной охраны, урегулированы вышеперечисленными нормами Водного кодекса РФ и положениями Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которыми для утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, необходимо лишь наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Необходимость представления других документов именно для утверждения проекта, в т.ч. поименованных в оспариваемом п.п. 2 регионального Порядка, Федеральный закон не устанавливает.
Доводы представителя Правительства Самарской области о том, что утверждение зон санитарной охраны не является государственной услугой, основаны на неправильном толковании норм права. Под государственной услугой согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, соответственно на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что в адрес органов исполнительной власти Самарской области направлялся протест межрегиональным природоохранным прокурором о приведении оспариваемого пункта в соответствие с требованиями федерального законодательства, однако данный протест был отклонен.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 253 ГПК РФ имеются основания для признания в оспариваемой части нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 3 - 9 в части требований по представлению заявителем: заверенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копии санитарно-эпидемиологического заключения; копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); копии лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод); заключения Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта; копии лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения; правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта, пункта 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2010 № 141.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
04.06.2014 апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решение Самарского областного суда от 06.02.2014 вступило в законную силу.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------