Решение Самарского областного суда от 12.02.2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 07.12.2006 N 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" в части слов "на территории Самарской области">
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2014 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Золиной Т.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению К. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
К. обратился в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 07.12.2006 № 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" в части слов "на территории Самарской области". Свои требования заявитель обосновывает тем, что он имеет более 45 лет непрерывного трудового стажа, поэтому в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Самарской области от 06.12.2006 "О ветеранах труда Самарской области" он обратился с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда Самарской области", однако получил отказ по причине отсутствия необходимого стажа. На основании ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области в трудовой стаж не была засчитана работа на территории Украины, с чем он был не согласен и обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в присвоении ему данного звания. Решением суда ему также было отказано в этом, со ссылкой на ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области "О ветеранах труда Самарской области".
Заявитель считает данную норму противоречащей федеральному законодательству, поскольку законодатель и органы исполнительной власти субъекта РФ, определяя порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", не вправе сужать круг лиц, отнесенных Федеральным законом "О ветеранах" к категории ветеранов труда, и допускать снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности. Категория "ветеран труда" определена в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", поэтому установленные ст. 5 Закона "О ветеранах труда Самарской области" требование кроме наличия стажа, еще и проживание на территории Самарской области, вступает в противоречие с федеральным законом и принципами, закрепленными в Конституции РФ. На основании вышеперечисленных обстоятельств заявитель просил признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области "Ветеран труда Самарской области" в части слов "на территории Самарской области".
В судебное заседание К. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.
Представители Самарской Губернской Думы и Губернатора Самарской области требования К. не признали, пояснив, что Закон Самарской области был принят в пределах полномочий субъекта и с соблюдением требований федерального законодательства.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных К., при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В силу ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьей 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
На территории Самарской области принят и действует Закон Самарской области от 06.05.2006 № 40-ГД "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Самарской области". В соответствии со ст. 1 данного закона он устанавливает и определяет порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Также на территории Самарской области принят оспариваемый по настоящему делу Закон Самарской области от 06.12.2006 № 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области". Опубликован в издании "Волжская коммуна" № 229(25782), 08.12.2006.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 06.12.2006 № 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области":
"Звание "Ветеран труда Самарской области" присваивается гражданам по одному из следующих оснований:
1. Наличие следующих наград:
1) звание "Почетный гражданин Самарской области" при наличии трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин и при условии назначения им пенсии;
2) знак отличия "За заслуги перед Самарской областью" при наличии трудового стажа не менее 30 лет для мужчин и не менее 25 лет для женщин и при условии назначения им пенсии;
3) почетный знак Самарской Губернской Думы "За заслуги в законотворчестве" при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин и при условии назначения им пенсии;
4) почетный знак Губернатора Самарской области "За труд во благо земли Самарской" при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин и при условии назначения им пенсии;
5) знак отличия "Материнская доблесть" I и II степеней при наличии трудового стажа не менее 20 лет и при условии назначения им пенсии;
6) Почетная грамота Куйбышевского обкома КПСС, облисполкома при наличии трудового стажа не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин и при условии назначения им пенсии.
2. Наличие трудового стажа на территории Самарской области не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин при условии назначения им пенсии".
Заявителем оспаривается ч. 2 изложенной ст. 5 в части слов "на территории Самарской области".
Согласно ст. 1 названным Законом учреждается звание "Ветеран труда Самарской области", определяются порядок и условия его присвоения и устанавливаются меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Самарской области".
Звание "Ветеран труда Самарской области" является формой поощрения граждан за многолетний плодотворный труд и активную общественную деятельность на благо Самарской области (ст. 2). Реализация мер социальной поддержки ветеранов труда Самарской области является расходным обязательством Самарской области и осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 12).
Нормы вышеуказанного действующего федерального законодательства и Законов Самарской области позволяют сделать вывод о том, что оспариваемый заявителем (в части) Закон Самарской области № 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" принят субъектом РФ в соответствии с предоставленными полномочиями и устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Самарской области, направленные на повышение уровня жизни названной категории жителей Самарской области.
Оспариваемый Закон Самарской области определяет также основания и порядок присвоения звания, меры социальной поддержки, которые осуществляются за счет средств областного бюджета.
Таким образом, учитывая, что финансирование мер социальной поддержки "Ветеранов труда Самарской области" предусмотрено за счет средств областного бюджета, данные меры введены дополнительно, в сравнении с федеральным законодательством, законодатель Самарской области был вправе сам определить круг лиц, имеющих право на их получение. Поскольку нормы оспариваемого заявителем Закона Самарской области не регулируют вопросы, касающиеся статуса и мер социальной поддержки тех ветеранов, круг которых определен Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах", он не может входить в противоречие с данным Федеральным законом.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ требования К. удовлетворению не подлежат, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый им в части Закон Самарской области не противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, был принят субъектом в пределах предоставленных законом полномочий.
Вопрос о противоречии оспариваемого Закона Самарской области нормам Конституции Российской Федерации не может быть рассмотрен судом, поскольку проверка конституционности нормативных актов осуществляется в порядке конституционного судопроизводства Конституционным судом РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований К. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 07.12.2006 № 155-ГД "О ветеранах труда Самарской области" в части слов "на территории Самарской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу 13.03.2014.
------------------------------------------------------------------